Отчёты

Отчёт о деятельности АКЖ за 1 квартал 2017 года (ПРЖР-2)
10 апр.

Отчетный период: январь-март 2017 года

Цель проекта: достижение устойчивого развития и самоуправления объединений пастбищепользователей, восстановления пастбищ и пастбищной инфраструктуры, для повышения уровня производительности, продуктивности и эффективности использования природных ресурсов, а так же содействие стабильному росту благосостояния местного сообщества, путем реализации профессиональных, социальных, культурных и образовательных проектов, защиты прав и законных интересов членов Национальной Ассоциации пастбищепользователей Кыргызстана «Кыргыз Жайыты» (далее-Ассоциации/АКЖ).

 I. Задачи:

  • Усиление потенциала ОПП и РАОПП.
  • Продвижение прав и интересов ОПП и РАОПП
  • Институциональное усиление АКЖ и РАОПП

Список партнеров: Жайыт комитеты ОПП, РАОПП, ОМСУ, Департамент пастбищ при Министерстве сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, РУАР, ОРСП, АРИС. Также ведется совместная работа с международными организациями: ПРООН, ФАО, GIZ, «Camp Ala-Too», Фонд Кристенсена, и другие.

II.  Ресурсы

Бюджет на 1 квартал 2017 года (100% финансирование из ПРЖР-1 и ПРЖР-2)

III. Общий прогресс:

  1. За отчетный период специалистами АКЖ провело 18 мероприятий: из них 8 круглых столов, 9 рабочих встреч, 1 тренинг. Всего в данных мероприятиях приняло участие 652 человека, из которых 3% - составили женщины и 2% - госслужащие.
  2. Круглые столы были организованы по следующим направлениям:
  3. 4 круглых стола в Алайском районе Ошской области по повышению потенциала членов ОПП через разъяснение правовых аспектов реформы, разбор конфликтных вопросов в данном регионе с организацией обмена опытом и посещением ОПП “Катта-Талдык” Карасуйского района, а также участием на отчетных собраниях председателей ЖК;
  4. 4 круглых стола в Узгенском, Сузакском, Баткенском и Лейлекском районах Баткенской и Ошской областей по повышению потенциала ЖК через обсуждение методик увеличение бюджета, улучшения сбора, а также разъяснение конфликтных ситуаций.
  5. Тренинг был организован по обучению наложения административного взыскания и составления бюджета ЖК ОПП в Алайском районе. Цель обучения: разъяснение норм Закона Кыргызской Республики «О пастбищах», ознакомление с процедурами привлечения к административной ответственности за нарушение режима использования пастбищ, установленного планом сообщества по управлению и использованию пастбищ и порядку разработки бюджета ОПП, а также разрешению вопросов, вызывающих внутренние и внешние конфликтные ситуации в работе ЖК ОПП. Целевая группа: Председатели РАОПП и ОПП, члены пастбищных комитетов, представители ОМСУ, районного управления аграрного развития, бухгалтеры ОПП/ЖК.

Основной акцент на тренинге делался на следующие вопросы:

- полномочия органов местного самоуправления;
- передача полномочий по управлению и использованию  пастбищ ОПП;
- компетенции ОПП;
- компетенции жайыт комитета;
- планы управления и использования пастбищ;
- о плате за пользование пастбищными угодьями;
- об использовании средств за пастбищепользование;
- о налогообложении пастбищепользователей;
- и иные вопросы по ЗКР «О пастбищах».
  1. Географический охват всех мероприятий за отчетный период: Баткенская область –10%, Ошская область – 90%.
  2. В течение отчетного периода в южном регионе страны среди пилотных ОПП была распространена ранее выпущенная «Настольная книга пастбищепользователя» на русском и кыргызском языках для дальнейшего ежедневного использования среди всех ОПП Кыргызстана, госструктур и партнеров.
  3. С целью реализации коммуникационного плана на текущий год был выпущен Информационный бюллетень АКЖ на кыргызском языке с основными новостями АКЖ за 2016 год, историями успешных ОПП, планами АКЖ, ее результатами и достижениями, а также с детальным Отчетом АКЖ перед членами Ассоциации за 2016 год. Кромие того, 1 марта 2017 года – генеральный директор АКЖ принял участие в часовой программе на «Биринчи радио» с новостями об АКЖ, основных направлениях ее работы в 2017 году, выполненных мероприятиях и планах на год, а также ответил на вопросы радиослушателей по вопросам пастбищной реформы в Кыргызстане.
  4. Начата работа по созданию официального сайта АКЖ по адресу www.jayit.kg, ведется работа по его заполнению. Планируется, что он будет доступен на 3 языках: кыргызском, русском и английском. На данном сайте планируется размещать информацию о деятельности АКЖ, новости и изменения в законодательстве, а также прочую актуальную для пастбищепользователей информацию. Запуск сайта планируется на июнь 2017 года.

 IV. Детальная информация по мероприятиям:

Название

 

 

Дата проведения семинара

Количество семинаро-дней

Место проведения семинара

Состав участников

Кол-во участников, чел

Вид

Количество

дата начало

дата завершения

Область

Район/город/а/а

ОПП

Всего

из них кол-во женщин

кол-во гос/служащих

1

Повышения потенциала членов ОПП через разъяснение правовых аспектов реформы, разбор конфликтных вопросов в Ошской области организацией обмена опытом и посещением ОПП “Катта-Талдык” Карасуйского района, а также участием на отчетных собраниях председателей ЖК

круглый стол

4

15.01.2017

24.01.2017

10

Ошская

Алайский

ЖК Кыбылан-Кольского, Конур-Добонского, Будалыкского и Гульчинского ОПП

члены ОПП, председатели ЖК, районных ассоциаций, специалистов УАР

158

2

0

2

Повышение потенциала ЖК через обсуждение методик увеличение бюджета, улучшения сбора, а также разъяснение конфликтных ситуаций

круглый стол

4

19.01.2017

24.01.2017

6

Баткенская и Ошская

Узгенский, Сузакский,  Баткенский, Лейлекский

ОПП 4 районов

председатели РАОПП, ЖК ОПП, УАР

38

2

8

3

Участие в отчетных собраниях и рабочих встречах с членами ЖК ОПП  Ошской области

рабочая встреча

9

07.02.2017

17.02.2017

10

Ошская

Араванский, Ноокатский, Алайский, Чон-Алайский

ОПП: Керме-Тоо, Зулпуев.Т, Мирмахмудов, Гулистан, Бел, Гулчо, Жошолу, Сопу-Коргон, Дорот-Коргон

члены ОПП, представители местного Кенеша, председатели РАОПП, главы а/о, специалисты ветуправления района, члены ЖК и пастбищепользователи

429

13

2

4

Обучение наложения административного взыскания и составления бюджета ЖК ОПП Алайского района.

тренинг

1

27.02.2017

28.02.2017

2

Ошская

Алайский

14 ОПП Алайсого района

Члены ЖК

27

3

0

11

ИТОГО

 

18

 

 

28

 

 

 

 

652

20

10

 

V. Выводы:

  • в южном регионе существует проблема уточнения внутрених границ дальних пастбищ ОПП (на примере Алайского района), что негативно сказывается на работе ЖК и РАОПП: пастбищепользователи не сдают плату за пастбище, бюджеты ЖК района не покрывают нужды на улучшение пастбищ, возникают проблемы с крупными фермерами, которые игнорируют план использования пастбищ, опираясь на влиятельных покровителей во властных стуктурах области;
  • во всех пилотных районах наблюдается низкий уровень владения сутью законодательства по пастбищной реформе, во многих ОПП председатели и рядовые члены ЖК не знают деталей законов и других НПА по вопросам пастбищепользования;
  • во многих пилотных ОПП председателями ЖК были избраны кандидаты, слабо разбирающиеся в законодательной базе пастбищной реформы, без навыков планирования и требующие тесной работы с ними в вопросах повышения их потенциала;
  • во всех пилотных ОПП наблюдается малая вовлеченность молодежи в работу ЖК;
  • почти во всех пилотных ОПП наблюдается слабая работа ревизионной комиссии или ее отсутствие, председатели ЖК зачастую вынуждены самостоятельно проводить всю работу в ЖК (чаще всего они, например, не умеют правильно и своевременно применять меры административной ответственности к нарушителям законов использования пастбищ),
  • не во всех ОПП пастбищепользователи используют пастбища на основании полученных пастбищных билетов (имеются сведения о том, что большое количество скота контрабандным путем проходит на пастбища ОПП, без всяких сопроводительных документов о благополучности здоровья этих животных);
  • наблюдается слабая работа частных вет.сервисов и работы вет.управления (в частности в Ошской области на примере ОПП Керме-Тоо),
  • во многих пилотных ОПП южного региона наблюдается недостаток пастбищ и большая загруженность пастбищ скотом (например в Ошской и Баткенской областях (Узгенский, Сузакский, Баткенский, Лейлекский районы) можно констатировать факт загруженности пастбищ из-за того, что в данном регионе наблюдается неограниченное увеличение скота, о чем также свидетельствуют большие суммы бюджетов ЖК (в основном более 500 тысяч сом);
  • на многих участках весенне–осенних пастбищ (например, Алайского района) наблюдаются явные деградационные процессы, пастбища используются безсистемно, не соблюдается график смены по сезонам года, тем самым наносится большой ущерб восстановительным процессам травостоя;
  • во многих ОПП (в таких районах как Узгенский, Сузакский, Баткенский, Лейлекский) наблюдаются недопонимания с лесными хозяйствами, в частности в сфере сотрудничества с Национальными парками, немалую проблему создают крупные фермеры, дисбалансируя работу ЖК;
  • в некоторых пилотных ОПП имеются богарные земли, которые не используются жителями, однако также имеется положительный опыт выращивания на этих богарных землях эспарцета;

В результате проведенных встреч основными направлениями работы специалистов АКЖ были:

  • разъяснение сути пастбищной реформы и пастбищного законодательства,
  • обсуждение и толкование роли ЖК и его функциях,
  • разбор законодательства по привлечению к административной ответственности нарушителей установленного режима выпаса ЖК,
  • разъяснение процедуры выборов в члены ЖК, оформления и утверждения,
  • обсуждение возможных и успешных практик по увеличению бюджета ОПП,
  • проведение процедуры внутренней инвентаризации пастбищ, проведению отслеживания передвижения скота,
  • проведение мониторинга пастбищ и исполнение плана управления и использования пастбищ,
  • обсуждение процедуры выдачи пастбищных билетов и заключения договоров.
  • во всех пилотных районах рекомендовано провести собрания по доведению до членов ОПП сути закона “О пастбищах” и разъяснению роли и функций ЖК ОПП, а также о важности сохранения пастбищ от деградации;
  • государству необходимо принять срочные меры по предупреждению деградации пастбищных ресурсов южных регионов, одной из которых может быть введение дифференцированного налога на поголовье животных (в целях защиты пастбищ и малоимущих слоев населения);
  • во всех пилотных ОПП требуется персональная работа с председателями ЖК по всем вопросам реформы, необходимы консультации по основам тренерского мастерства и ведению собрания;
  • необходимо научить вновь избранных председателей ЖК пилотных ОПП южного региона разрабатывать бюджет ЖК, устанавливать тарифы за использование пастбищ в иных целях, составлять планы использования пастбищ и утверждать в местном Кенеше,
  • необходимо расширить полномочия ревизионной комиссии через новый устав ОПП;
  • во многих пилотных ОПП необходимо провести внутреннюю инвентаризацию всех пастбищ и сравнить с картографическими контурами Госрегистра района;
  • во многих пилотных ОПП необходимо исключить из состава неактивных членов ЖК и по предложению председателей ЖК провести выборы на собрании новых членов (самостоятельно изъявивших желание работать в составе ЖК и помогать председателю ЖК ОПП);
  • в Алайском районе в целях улучшения учета и планирования управления пастбищами рекомендовано внедрить электронную систему управления и использования пастбищ, разработанную по проекту ПРООН в пилотной территории пастбищ Суусамырской долины;
  • в Ошской и Баткенской областях необходимо срочно вести работу по ограничению поголовья животных, вводить альтернативные источники доходов, помимо животноводства, перераспределять поступления от мигрантов, которые вкладывают свои деньги в скот для получения дивидендов;
  • необходимо подробно объяснить и научить выдавать пастбищные билеты согласно законодательству и составлять договора с пастбищепользователями (в частности в Араванском районе на примере ОПП Мирмахмудов);
  • необходимо проводить информационные встречи на уровне ЖК с членами данного ОПП, на которых проводить поощрения выращивания на богарной пашне заготовок зимних кормов;
  • необходимо разъяснить процедуру взятия на учет ЖК всей земли, входящей в пастбищный контур, и взимания платы за использование на основе договора использования пастбищ в иных целях (в том числе все плодовые сады, высаженные на пастбищных угодьях);
  • во всех пилотных ОПП наблюдается малая вовлеченность молодежи в работу ЖК, поэтому рекомендуется информировать молодежь и привлекать к работе в ОПП для того, чтобы в дальнейшем они смогли возглавить и продолжить эти процессы на уровне своего села.

VIПроблемы и предстоящие к решению вопросы:

В ходе проведенных встреч и семинаров были выявлены основные вопросы, требующие внимания и выявлены проблемы на местах, препятствующие реализации пастбищной реформы и задач Ассоциации в частности:

  • После принятия Бюджетного кодекса КР Министерством финансов было отправлено письмо во все Райфинотделы по введению системы поступления и оплаты средств ЖК через систему казначейства. Однако на местах данное письмо было неверно растолковано местными властями и отдельные айыл окмоту потребовали закрыть бухгалтерию жайыт комитетов и расформировать жайыт комитеты в целом. Большинство ЖК теперь не имеют четкого представления как именно реагировать на данное требование и обращаются в АКЖ для разъяснений и инструктажа по дальнейшим шагам.

В ответ на данные обращения АКЖ было вынуждено обратиться в МинФин для разъяснения ситуации, в результате чего МинФином направлено разъяснительное письмо содержания первого письма РУАР, Райфинотделы и ДП при Минсельхозе.

Проблема в том, что местные казначейства не открывают счета, мотивируя это необходимостью разрешительного письма от МинФина, который пока обсуждает эту проблему с Минсельхозом и не уведомляет Райфинотделы о своем решении. Специалисты АКЖ активно работают в решении этого вопроса с Минфином и намерены в ближайшее время добиться указания МинФина Райфинотделам беспрепятственно открыть спецсчета для ЖК в казначействах.    

  • Другой актуальной проблемой является то, что после избрания новыглав ОМСУ они из-за неправильного толкования законодательства и в частности последних его изменений по представлению кандидатов на должности председателей ЖК ставять вопрос досрочного освобождения своих мест действующими Председателями ЖК и требуют поставить на их места своих кандидатур. Специалисты АКЖ занимаются тщательным разъяснением того, что по законодательству ранее избранные председатели ЖК до истечения 3-х летнего срока не должны быть заменены досрочно, однако данная проблема затрагивает большое количество ОПП и требует дальнешей работы в этом напрвлении.

Кроме того, остаются актуальными следующие вопросы:

  • низкий уровень подготовленности в проведении аудита работы ЖК, в связи с чем необходимо дополнительно организовать обучение финансовой грамотности бухгалтеров ЖК ОПП с привлечением членов ревизионной комиссии для плодотворной совместной работы в дальнейшем;
  • низкий уровень информированности ЖК ОПП о потенциальных возможностях работе с партнерами, участия в проектах и продвижения интересов ОПП в связи с низким уровнем компьютерной грамотности и отсутствием опыта использования современных технологий и интернета (необходимо провести ряд тренингов по использованию интернета, поисковой системы в интернете и привлечь к данному процессу и работе ЖК в общем молодежь данного сообщества);
  • неразумная трата собранных денег из бюджета ЖК приводит к накоплению налоговых долгов, на которую ГНИ района постоянно начисляет пеню (необходимо наладить процесс формирования расходной части бюджета ЖК с привлечением большого количества членов ОПП в качестве превентивных мер дальнейшего неправильного распределения средств, а также разъяснить процесс приоритезации расходов и планирования расходов ОПП);
  • низкий уровень поддержки со стороны глав некоторых а/о председателей ЖК, более того некоторые исполнительные органы ОМСУ распоряжаются по своему усмотрению всеми пастбищами в присельной части, а часть пастбищ отдают «под освоение».

 VII. Планы на следующий отчетный период: 

  1. Провести ТОТ по правовым вопросам для ЭПРО и отобранных председателей ПК южного региона страны. Мониторинг дальнейших тренингов.
  2. Продолжить работу по информированию пастбищепользователей и членов ЖК ОПП, вовлечению заинтересованных групп в процесс планирования работы ЖК ОПП, приоритезации и принятия решений на уровне ОПП, повышению осведомленности местных жителей и госслужащих о результатах работы ОПП, планах и проблемах на местах.
  3. Закрепление навыков ведения бухгалтерского учета и делопроизводства в пилотных ОПП южного региона.
  4. Организация однодневных визит-туров по обмену опытом между отстающими и передовыми пилотными ОПП. Разработка и проведение менторской (наставнической) программы среди пилотных (целевых) ОПП/ЖК.
  5. Проведение семинаров по предотвращению потенциальных и решению уже сложившихся конфликтных ситуаций. Организация мер по предотвращению возникновения споров и конфликтных ситуаций путем привлечения существующих государственных и общественных структур.
  6. Проведение семинаров по компьютерной грамотности членов ЖК ОПП и пользованию интернетом. Разработка и проведение целевых тренинговый программ для пилотных (целевых) ОПП/ЖК.
  7. Выпуск ежеквартального бюллетеня о результатах деятельности АКЖ.
  8. Выпуск и распространение печатных материалов (брошюр, буклетов и листовок) по вопросам адаптации к изменению климата, повышению продуктивности пастбищ, других вопросов пастбищепользования
  9. Работа со СМИ. Подготовка аналитического материала и размещение его в республиканских СМИ согласно коммуникационного плана.
  10. Запуск веб-сайта Ассоциации с актуальной информацией о результатах работы Ассоциации, новостями в сфере пастбищепользования, изменениями в законодательстве и др.