Новости

Заседание Координационного совета заинтересованных сторон в пастбищном секторе
28 мар.

 

Расширенное заседание Координационного совета заинтересованных сторон в сфере  устойчивого управления эффективного использования пастбищных ресурсов.

28 марта 2018 г., г.Бишкек, отель «Золотой дракон»

Программа заседания:

Время

Сессия

Ответственный

09:00

Регистрация. Кофе - брейк

 

9:30

Приветствие. Вступительное слово от

Национальной ассоциации пастбищепользователей Кыргызстана "Кыргыз жайыты", ОФ CAMP Алатоо

Введение в проект «Укрепление стабильности в Кыргызстане и Таджикистане путем эффективного управления природными ресурсами»

Абдималик Эгембердиев, генеральный директор Национальной ассоциации пастбищепользователей Кыргызстана "Кыргыз жайыты"

Азамат Исаков, ОФ CAMP Алатоо

10:00

Презентация 1. Разработка ПИП и мониторинг пастбищ: результаты и вызовы

Максат Мийназаров, ОФ CAMP Алатоо

10:20

Вопросы и ответы

Модератор, участники

10:30

Презентация  2. Бюджетный кодекс КР: применение на практике пастбищными комитетами

 

10:50

Вопросы и ответы

Модератор, участники

11:00

Презентация 3. Правовые рамки сотрудничества между ЛХ и ЖК в области использования пастбищ ГЛФ – результат проекта EKF

Жыргал Кожомбердиев, ОФ CAMP Алатоо

11:20

Вопросы и ответы

Модератор, участники

11:30

Презентация 4. Стратегия взаимодействия членов Международной Земельной Коалиции от Кыргызстана на 2018-2020 гг.

Айткул Бурханов, АЛЗП

11:50

Вопросы и ответы

Модератор, участники

12:00

Общее обсуждение

Модератор

12:20

Подведение итогов заседания. Закрытие

Модератор, участники

12:30

Обед

 

 

            Мероприятие было  инициировано ОФ CАMP Ала-Тоо совместно с Национальной пастбищной ассоциацией Кыргызстана «Кыргыз жайыты» в рамках проекта ОФ «CAMP Алатоо «Укрепление стабильности в Кыргызстане и Таджикистане путем эффективного управления природными ресурсами».

            В заседании приняли участие  руководители пастбищных (жайыт) комитетов, представители министерства финансов, неправительственного сектора, научного, экспертного и донорского сообществ, ассоциации лесо- и землепользователей Кыргызстана.

            После вступительного слова Эгемебердиева А. выступил Максат Мийназаров, координатор проектов по управлению пастбищами и лесами, и представил предварительные результаты мониторинга пастбищ в Нарынской, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях за последние  два года.  При анализе данных учитывались  такие показатели, как проективное покрытие пастбищ (покрытие почвы растительностью), общая биомасса растений и т.д.   Результаты мониторинга показали, что по сравнению с 2016 годом, в прошлом году проективное покрытие пастбищ уменьшилось в Нарынской области из-за поздней весны (холодной и дождливой погоды) а в Ошской области, наоборот, возросло. Проективное покрытие уменьшается в зависимости от  увеличения высоты над уровнем моря. А если этот показатель ниже 2000 метров, то покрытие сокращается.  Из этого следует, что по сравнению с 2016 годом,  летом прошлого года высокогорные пастбища имели меньшее проективное покрытие.

            Как было отмечено,  при разработке ежегодных планов использования пастбищ был выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются местные сообщества. К примеру, в некоторых аильных аймаках (сельских округах)  нет  точных данных о количестве пастбищ и численности поголовья скота. Зачастую айыл окмоту и пастбищные комитеты озвучивают разные данные о численности животных,  что в последствие вызывает споры между жайыт комитетами и депутатами местных кенешей при определении стоимости пастбищного билета.

            Исполнение нового бюджетного кодекса также вызывает затруднения у пастбищных комитетов. Этот вопрос  стал еще одной темой встречи. Как пояснил представитель министерства финансов КР Руслан Садырбаев , согласно кодексу 100 % оплаты за пользование пастбищами является доходом бюджета местных органов самоуправления. При этом айыл-окмоту вправе делегировать полномочия по управлению пастбищами жайыт комитетам. Речь идет о  сборе оплаты за использование пастбищ. Средства направляются в местные бюджеты.  Закон КР «О пастбищах» предусматривает, что 1/3 этих  средств остается в распоряжении айыл-окмоту, а 2/3  поступают на счета пастбищных комитетов. Министерство финансов  разработало схему потока финансов между айыл-окмоту и пастбищными комитетами, которая носит рекомендательный характер.

            По мнению представителей жайыт комитетов, одной из негативных сторон подобных финансовых взаимоотношений является недостаток средств для улучшения пастбищ и обеспечения их надлежащей инфраструктурой. Но, как отметил руководитель ассоциации «Кыргыз жайыты»,  некоторые айыл-окмоту идут навстречу пастбищным комитетам и по согласованию с местными кенешами направляют 1/3 полученных средств на поддержку пастбищ. Такая практика уже существует среди органов местного самоуправления Таласской области.

            Был задан вопрос по поводу сотрудничества проекта с Отделом реализации сельскохозяйственных проектов Минсельхоза, однако был дан ответ о том, что данное сотрудничество ограничивается только консультациями по действующим планам использования пастбищ и непосредственного участия министерства не зафиксировано. Кроме того, обобщенные результаты проекта еще не готовы и в дальнейшем планируется расширенное его обсуждения и создание базы данных предварительно на базе Департамента пастбищ или другого заинтересованного государственного представителя.

            На заседании также были представлены результаты проекта «Сохранение биоразнообразия и сокращения бедности с привлечением местных сообществ к управлению орехово-плодовыми лесами и пастбищами на юге Кыргызстана», который ОФ «CAMP Алатоо» реализует при поддержке GIZ.  Пилотной территорией являются пастбища, расположенные на территории 6 лесных хозяйств и 1 государственного заповедника Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. Здесь следует отметить опыт по разработке механизма взаимодействия между лесными хозяйствами  пастбищными комитетами в использовании пастбищ. По словам Жыргала Кожомбердиева, координатора проектов ОФ «CAMP Алатоо»,  разработанный типовой меморандум о сотрудничестве предполагает, что жайыт комитеты заранее предоставляют лесным хозяйствам  списки пользователей пастбищ, согласованные с  айыл окмоту. На основе этих данных  лесные хозяйства определяют площадь пастбищ, которую жайыт комитеты распределяют между своими пользователями. Оплату за пастбища жайыт комитет проводит напрямую на счет лесного хозяйства. Преимущества этой системы в том, что она не противоречит бюджетному  законодательству, лесные хозяйства освобождаются от процедуры распределения пастбищ (что предотвращает конфликты), жайыт комитеты обеспечивают своих пользователей территорией для выпаса скота.

            Участники выразили большой интерес к результатам данного проекта и задавали много вопросов касательно разработки совместного плана управления пастбищами с лесхозами, системы мониторинга, административной и прочей ответственности по данному сотрудничеству. Все стороны имели возможность высказать свои предположения, опасения и прогнозы. По итогам заседания был принят пакет предложений, в частности, по передаче результатов мониторинга пастбищ  партнерским организациям, усилению работы по разъяснению пастбищного законодательства среди айыл-окмоту и пастбищных комитетов, а также доработки схемы распределения средств, поступивших от пастбищепользователей с учетом роли ОМСУ.

            Далее был рассмотрен Бюджетный кодекс КР в рамках применения его на практике пастбищными комитетами, обсуждены основные трудности его исполнения на местах, а также предложены различные варианты решения данных вопросов с участием местных органов власти. Представитель Министерства финансов расшифровал схему передвижения денежных средств по системе казначейства и разъяснил нюансы начисления земельного налога. Особенное внимание уделялось вопросам классификации денежных перечислений в целях избегания неправильного налогообложения и правильности перечислений на счета ОМСУ и пастбищного комитета. Также были разъяснены сроки сбора оплаты за пастбищепользование и сроки перечисления налогов в казначейство. Присутствующих представителей пастбищных комитетов очень волновал вопрос начисления пени и судебного разбирательства по этому поводу, на что эксперты дали исчерпывающие и детальные разъяснения.

            Правовые рамки сотрудничества лесхозов и пастбищных комитетов были также детально изучены участниками заседания и присутствующие юристы дали свои заключения - как и в каких рамках должны действовать стороны, были определены ответственные за централизованное принятие решений и сбор данных, а также были обсуждены вопросы обеспечения расходов на пастбищную инфраструктуру со стороны ГЛФ. В результате обсуждений было решено подготовить проект Постановления правительства КР о порядке предоставления земель ГЛФ совместно с пастбищными комитетами для выпаса скота и других целей в рамках действующего законодательства, при это будут учтены все предложения и рекомендации присутствующих экспертов на заседании Координационного совета.

            Также на заседании большое внимание уделялось пересмотру действующего законодательства и в частности рассмотрены плюсы и минусы закона «О пастбищах», по которому было отмечено, что в последнее время существует напряженности взаимного сотрудничества между ОМСУ и ЖК. Так, договор передачи пастбищ между сторонами обязывает ОМСУ содействовать работе ЖК, которые в свою очередь несут ответственность за планирование и управление пастбищами.  ОМСУ обязуется предотвратить принятие решений, противоречащих действующему законодательству и всемерно содействовать эффективной работе пастбищных комитетов в улучшении инфраструктуры и состояния пастбищ. Однако наблюдаются многочисленные конфликты в связи с ограниченностью сборов и необходимостью почти всю сумму перечислять в виде налога. Таким образом, на улучшение пастбищ и инфраструктуру не остается средств, в связи с чем было предложено разделить сбор налогов (который не является обязанностью ЖК) и сбора платы за использование пастбищ. В итоге основной проблемой на местах было констатировано отсутствие взаимопонимания между ОМСУ и ЖК, где большую роль играет человеческий фактор.

            В конце заседания Ассоциация лесо- и землепользователей предоставила информацию по сотрудничеству членов Международной земельной коалиции в Кыргызстане, основных целях и задачах этой коалиции и призвала все заинтересованные стороны вступить в нее для совместного решения задач в сфере эффективного управления и использования пастбищных ресурсов Кыргызстан.

ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ:

  1. Формат разработанного ПИП (План использования пастбищ) в рамках проекта ОФ “Camp Ala-Too” согласовать с действующими планом использования пастбищ ОПП и в дальнейшем обсудить с заинтересованными сторонами (ОРСП, АРИС, Департамент пастбищ и др.), распространить для ознакомления и дальнейшего широкого обсуждения среди партнеров.
  2. Признать успешный результат проведенной работы по разработке совместными усилиями всех заинтересованных сторон четкого механизма исполнения Бюджетного кодекса КР в части перечисления оплаты за использование пастбищ ОМСУ через систему казначейства. Разработанную схему передать на широкое обсуждение всем партнерским сторонам, в том числе госструктурам, Министерству сельского хозяйства и мелиорации КР, АРИС, ОРСП и т.д., а также рекомендовать всем пастбищным комитетам для практического применения на местах. Членам Координационного совета в связи с необходимостью усилить работу пастбищных комитетов в этом вопросе продолжить распространение схемы на местах и при необходимости продолжить обучение представителей ОМСУ, районных финансовых отделов, казначейств и пастбищных комитетов по данному вопросу.
  3. Признать положительный результат и хорошо организованную работу сотрудничества лесхозов и пастбищных комитетов в области совместного управления пастбищным ресурсами в рамках проекта ОФ “CAMP-Alatoo», в дальнейшем способствовать широкому  распространению данной практики среди всех пастбищных комитетов для ознакомления и рекомендовать ее для практического применения.