Новости

Семинар по повышению потенциала РАОПП прошел на берегу Иссык-Куля для районных ассоциаций пастбищепользователей Нарынской, Иссык-Кульской, Чуйской и Таласской областей.
10 июн.
С 7 по10 июня 2018 года в с. Кара-Ой Иссык-Кульской области был организован рабочий семинар: Повышение потенциала и эффективности работы РАОПП, подведение итогов работы Ассоциации «Кыргыз Жайыты» за истекший период 2018 года и планирование деятельности на следующий период работы для председателей РАОПП, членов Национальной Ассоциации пастбищепользователей Кыргызстана «Кыргыз Жайыты» (АКЖ). Общее количество участников: всего – 37, в т.ч. женщин - 3, госслужащих – 1.
Программа рабочего семинара включала следующую тематику:
- о целях, задачах, основной деятельности АКЖ, ее достижениях и планах на следующий год;
- о реализации Проекта Развития Животноводства и Рынка - 1, 2 (ПРЖР), Проекта Улучшения Управления Пастбищ и Животноводства (ПУУПЖ);
- о процедурах госзакупок;
- о целях, задачах и функциях РАОПП на данном этапе пастбищной реформы;
- о финансовой устойчивости РАОПП;
- об изменениях в законодательстве Кыргызской Республики как основы для взаимодействия и сотрудничества заинтересованных сторон в сфере управления и использования пастбищных ресурсов, обсуждение предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующих вопросы управления и использования пастбищных угодий;
-о ежедневной деятельности РАОПП (делопроизводство, бухучет и т.д.);
- об обмене опытом работы РАОПП;
- об использовании спецтехники, полученной через Агентство Развития и Инвестирования Сообществ (АРИС);
- об общественных семенных фондах (ОСФ).
В результате проведенных презентаций и обсуждений был осуществлен анализ проделанной работы, определение приоритетных направлений деятельности на последующий период работы, а также проведена деловая игра на основе интерактивных методов проведения семинаров, на которой удалось провести «мозговой штурм» для разработки новых идей и подходов по улучшению работы РАОПП и АКЖ.
        
   
         
 
         
В процессе проведения рабочего семинара в основном применялась интерактивная методика в форме вопросов-ответов, дискуссий, обмена мнениями, поэтому по многим рассматриваемым вопросам разворачивались оживленные дискуссии, в которых практически каждый выступающий не только предоставлял какую- либо информацию, а вносил конкретные предложения по соответствующему вопросу.   
Основным вектором, «красной нитью» рабочего семинара являлась активизация деятельности РАОПП по реализации Стратегического плана на 2016-2020 годы, это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Генеральный директор АКЖ Эгембердиев А., который напомнил участникам о том, что стратегическое планирование – основа дальнейшего развития и база устойчивого функционирования РАОПП в будущем. Также он отметил, что в целях определения  приоритетных направлений развития  пастбищного сектора в октябре 2015 при поддержке Региональной программы GIZ по устойчивому использованию природных ресурсов в Центральной Азии был проведен глубокий анализ миссии АКЖ, ее целей и задач, на базе которых был разработан стратегический план на 5-летний период на 2016-2020 гг. Данный стратегический план обозначил то, что мы хотим достичь в этом периоде, а сопровождающий данный документ Бизнес-план сосредотачивался на том, как  это можно делать.
Однако, как отметил А. Эгембердиев, работы со стороны РАОПП в этом направлении практически не ведется и РАОПП необходимо безотлагательно активизировать свою деятельность по реализации Стратегического плана, более того и, это обстоятельство было особо выделено А. Эгембердиевым – совсем скоро заканчиваются сроки реализации ПРЖР-1, не за горами завершение ПРЖР-2, ПУУПЖ и в дальнейшем только РАОПП должны будут продолжать основную работу по поддержке ОПП/ЖК в регионах. В заключении А.Эгембердиев рекомендовал для начала наладить делопроизводство РАОПП и предварительно ознакомил участников с раздаточным материалом в виде 9 папок по каждому отдельному направлению делопроизводства в РАОПП, а также по ведению учета проведенных мероприятий, анализа их результатов и налаживания бухгалтерского учета на районном уровне.
В качестве примера был приведен опыт Аламединского РАОПП, руководитель которого Бекмамбетов Б. регулярно и тщательно ведет учет всей деятельности РАОПП, в частности отдельно ведет записи по всем проводимым мероприятиям, учитывает все доходные и расходные потоки в деятельности РАОПП, своевременно документирует проведенные встречи и собрания района, фиксирует все принятые решения и переписку с заинтересованными сторонами.
Мнение А.Эгембердиева разделил выступивший представитель АРИС М. Досуев, вначале рассказав о предварительных итогах реализации ПРЖР-1, о реализации микропроектов, мониторинге состояния пастбищ, предоставлении товарного гранта для ветеринаров, затем он особо остановился на результатах конкурса по получению грантов среди РАОПП, проведенного в рамках ПРЖР-1. При этом М. Досуев отметил, что РАОПП нужны конкретные импульсы для активизации деятельности, для чего и был проведен данный конкурс. «Конечно же, средства для его проведения были ограничены, но соответствующая работа в этом направлении ведется и в ближайшей перспективе возможно поступление дополнительных средств» -  обнадежил участников семинара М. Досуев.              Весьма полезную информацию предоставил Р. Садырбаев – представитель Министерства финансов КР, подробно рассказав о системе зачисления и использования «платы за пользования пастбищными угодьями» между ОМСУ и Жайыт комитетами ОПП. Причем, на данный момент важным является то, что необходимо запустить эту систему, отметил Р.Садырбаев, и в ее внедрение свой вклад должны внести и РАОПП. Также он рекомендовал председателям РАОПП разъяснять ЖК/ОПП нижеследующее:
Согласно Закону Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и Закону Кыргызской Республики «О пастбищах» орган местного самоуправления вправе делегировать полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей.
На основании вышеизложенного предлагаем, органам местного самоуправления в обязательном порядке перезаключить договора по управлению и использовании государственных пастбищ с Объединениями пастбищепользователей (далее ОПП/ЖК) по делегированию полномочий в управлении и использовании пастбищ и утвердить на заседании местного кенеша.
В договоре должны быть указаны предмет делегированных полномочий; Акт приема–передачи объектов пастбищной инфраструктуры (Приложение 2 к Типовому договору) (чабанские дома, кошары, скотопрогонные дороги, мосты, купки) (при наличии объектов пастбищной инфраструктуры и спецтехники оформляется акт приема – передачи на оперативное пользование жайыт комитету), права и обязанности сторон, т.е. представительного (местного кенеша) и исполнительного органов местного самоуправления и Объединения пастбищепользователей, а также порядок финансовых отношений между органом местного самоуправления и Объединением пастбищепользователей. 
Сбор платы за пользование пастбищными угодьями осуществляется жайыт комитетом. В соответствии с Бюджетным кодексом и согласно договора ОПП/ЖК обеспечивает зачисление платы за пользование пастбищными угодьями в доход местного бюджета, на элемент доходов 14152200 «Плата за пользование пастбищными угодьями».
Данная сумма утверждается в составе доходной и расходной части местного бюджета и используется с соблюдением норм и принципов бюджетного права на основании решения местного кенеша.
Для исполнения делегированных полномочий по управлению и использованию пастбищ в расходной части местного бюджета, часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая две трети (2/3) части общей доли, утверждается в разделе 704 «Экономические вопросы» Бюджетной классификации Кыргызской Республики и перечисляется на расчетный счет в коммерческом банке   Объединения пастбищепользователей.
          
Айыл окмоту, как главный распорядитель бюджетных средств согласно росписи местного бюджета, утвержденного решением местного кенеша, согласно заявкам ОПП/ЖК, нормам и срокам, указанным в принятом договоре, направляет суммы платы за пользование пастбищными угодьями составляющую долю Жайыт комитета на расчетный счет в коммерческих банках ОПП/ЖК по статье 2215 «приобретение прочих товаров и услуг» Бюджетной классификации КР.
Финансирование Жайыт комитетов осуществляется по установленным казначейским процедурам, а именно:
  • Территориальным управлением МФ КР в базу данных “IS.Казна.Бюджет» заводится утвержденная смета расходов и справки-уведомления об уточнении бюджета Жайыт комитета.
  • Аыйл окмоту, как главный распорядитель бюджетных средств, составляет и вводит заявку на кассовый расход в соответствии с уточненным планом.
  • При регистрации заявки на кассовый расход без ссылки на бюджетное обязательство Автоматизированная система осуществляет автоматическое формирование бюджетного обязательства с выполнением всех требуемых процедур контроля такого обязательства.
  • При осуществлении кассового расхода по бюджетным обязательствам, возникшим на договорной основе Аыйл окмоту, как главный распорядитель бюджетных средств, составляют и вводят договора (контракты) для Жайыт комитетов, на основании которых формируются бюджетного обязательства с выполнением всех требуемых процедур контроля такого обязательства.
  • Заявки на кассовый расход подписывает через ЭЦП глава айыл окмоту, и главный бухгалтер и данная заявка отправляется в Территориальное управление МФ КР.
  • Территориальное управление МФ КР проверяет поступившие заявки от айыл окмоту для Жайыт комитетов и отправляют их в Центральное казначейство МФ КР для проведения расходов через ЕКС.
С момента перечисления финансовых средств на расчетный счет, ЖК/ОПП несет ответственность расходования бюджетных средств согласно нормам и принципам бюджетного права.
Вместе с тем, ЖК/ОПП совместно с ОМСУ составляют план сообщества по управлению и использованию пастбищ, а также разрабатывают ежегодный план использования пастбищ, которые утверждаются местным кенешем.
Жайыт комитет в свою очередь, как исполнительный орган Объединения пастбищепользователей и получатель бюджетных средств, полученную сумму направляет на его содержание, улучшение и развитие пастбищ и пастбищной инфраструктуры, согласно утвержденного местным кенешем плана управления и использования пастбищ.
По завершению финансового отчетного года, жайыт комитет отчитывается по исполнению плана сообществ по использованию пастбищ, который утверждается местным кенешем, в соответствии с бюджетными процедурами.
Относительно, средств за пользование пастбищными угодьями, составляющей не менее одной третьей части, необходимо отметить, что используется ОМСУ согласно росписи местного бюджета, утвержденной решением местного кенеша. Также, ОМСУ могут направить одну третью часть платы за пользование пастбищными угодьями и другие средства на мероприятия по улучшению и развитию пастбищ и пастбищной инфраструктуры по решению местного кенеша, это не будет нарушением Бюджетного кодекса.
Налогообложение пастбищепользователей осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики. Земельный налог с пастбищных земель уплачивается ЖК ОПП напрямую в ГНИ согласно начисления и зачисляется в доход местного бюджета, и используется ОМСУ согласно росписи местного бюджета, утвержденного решением местного кенеша.
Финансовая устойчивость является определяющим фактором успешной деятельности РАОПП и для этого необходимо на регулярной основе вести работу по привлечению дополнительных источников финансирования, а как ее достичь рассказала специалист АКЖ Маратова Э. Из ее выступления председатели РАОПП получили очень нужную информацию по данной теме, начиная от стратегических направлений устойчивости и заканчивая микро-проектами по конкретным направлениям – организация стригальных пунктов, частных ветклиник и т.д. В этой связи участники отметили перспективность такого направления как семеноводство и предложили активизировать работу РАОПП, которые должны организовать процессы на местах в тесном взаимодействии с ЖК/ОПП.
«РАОПП должны активизировать работу с местными ОПП в лице их жайыт комитетов» - так считают участники семинара и уже сейчас для дальнейшей работы в условиях самоокупаемости надо подумать об источниках дохода, в частности, организации работы в семеноводческом направлении по выращиванию кормовых трав для семенного материала.   
                     
Мнение всех участников по данному вопросу поддержали председатель РАОПП Кочкорского района У.Омурбеков и председатель РАОПП Иссык-Атинского района А.Ызманалиев, которые в настоящее время активно сотрудничают с Фондом Кристенсена, получают гранты, реализуют совместные  проекты. Они рекомендовали присутствующим председателям РАОПП для активизации деятельности самостоятельно налаживать работу по привлечению инвестиций от международных организаций-доноров и поделились своим опытом работы по разработке микропроектов.
            По завершении первого дня семинара для самостоятельной работы участники были разделены на 5 групп и получили своего рода «домашнее» задание – деловая игра-конкурс по предоставлению своих предложений и рекомендаций по нижеуказанной тематике:
1) Какие основные виды конфликтов существуют среди пастбищепользователей и какие пути их решения вы можете предложить? Предложите несколько вариантов или примеров.
2) Как привлечь дополнительные средства в РАОПП? Какие проекты могут принести доход в бюджет РАОПП? Предложите варианты.
3) Как увеличить сборы платы за использование пастбищ? Предложите несколько вариантов и объясните механизм из реализации.
4) Какие пути дальнейшего развития ОСФ вы видите? Приведите примеры улучшения и расширения деятельности ОСФ.
5) Как улучшить совместную работу РАОПП и пастбищных комитетов ОПП? Приведите примеры успешного сотрудничества и налаживания связи и объясните механизм реализации и получаемую выгоду сторон.
                      
На следующий день по всем предложенным вопросам прошло активное обсуждение, велись живые дискуссии, использовались фото-видеоматериалы, вносились предложения.
            К. Чыныбаевым (Чуйская область) предложено развивать племенное дело, выращивать коз (из Индонезии), чаще освещать работу РАОПП, ЖК/ОПП в местных СМИ, Б. Кашкаралиев (Таласская область) считает, что наиболее эффективным источником дохода будет организация работ по искусственному осеменению, С. Сагылыков (Аксуйский район) предложил для обмена информацией между членами АКЖ открыть специальную группу на WhatsApp, У.Омурбеков (Кочкорский район) считает, что необходимо внедрять и углублять традиционную культуру пастбищепользования, К. Гапаров (Жеты-Огузский район) убежден, что РАОПП в первую очередь, нужно укреплять свои ОПП/ЖК, так как без сильных ЖК/ОПП не будет сильных РАОПП, Г. Асанова (Тюпский район) предложила развивать пчеловодство с приведением своих экономических расчетов как один из главных источников финансирования, С. Токбаев из ЖК/ОПП Озгоруш (Таласская область) также считает развитие племенного дела основным источником дохода и предложил свои услуги в качестве посредника по поставкам азота, других компонентов и оборудования для искусственного осеменения. Также РАОПП решили провести мониторинг своих пастбищных комитетов по району и отобрать по два передовых ЖК в качестве показательных для других и по два отстающих для дальнейшей более тесной работы   и повышения их потенциала.
С информацией по предложениям для изменения нормативной правовой базы, регулирующей вопросы управления пастбищами и использования пастбищных ресурсов выступил специалист АКЖ К. Кудайбергенов. Обсудив предложения, разработанные ДП, ОРСП МСХППиМ КР, в особенности по изменению статей 10,11 участники семинара дали  им отрицательную оценку, мотивировав это тем, что эти предложения приведут только к ухудшению и без того зависимого положения ОПП/ЖК (после принятия Бюджетного кодекса КР). Участники семинара пришли к выводу, что предлагаемая редакция ст. 11  Закона Кыргызской Республики «О пастбищах»  еще более усугубит сложившуюся ситуацию и есть опасение, что в этом случае управление и использование пастбищных ресурсов вообще будет осуществлятся напрямую органами местного самоуправления и жайыт комитету уготовлена участь выступать просто как бы в виде дополнительной структуры органов местного самоуправления в целях управления использования пастбищных ресурсов, что не соответствует духу и идее новой концепции управления пастбищными ресурсами, согласно действующему Закону Кыргызской Республики «О пастбищах».
О содержании папок по делопроизводству рассказал специалист АКЖ Б. Найзабеков. Для организации делопроизводства РАОПП подготовлены 9 папок по всем основным направлениям деятельности РАОПП, включая протоколы общих собраний РАОПП до подшивки материалов, опубликованных  в СМИ, в свою очередь со стороны участников было предложено включить дополнительные сведения, в частности, для отчетности по сбору данных о состоянии  пастбищ в районе, в % насколько изменилось состояние пастбищ, о включении мониторинга пастбищ в отчетность РАОПП.
В заключение семинара была проведена церемония награждения нагрудными знаками АКЖ наиболее активных и отличившихся председателей РАОПП.