Новости
Реформы в пастбищном хозяйстве Кыргызстана были начаты в 2009 году и за относительно короткий промежуток времени были достигнуты значительные положительные сдвиги в сфере пастбищепользования сельского хозяйства страны. Однако, на данной стадии реформирования, в пастбищной сфере наряду с достижениями в местных сообществах имеют место ряд факторов, которые в определенной мере не способствуют полноценной работе ЖК. Из них наиболее существенным являются – смена поколений в сообществах и текучесть кадров в ЖК и ОМСУ.
В этой связи вполне резонно встает вопрос об проведении регулярных обучающих мероприятий на базе стационаров – местных жайыт комитетов, где обучаемые могли бы воочию увидеть и ощутить на реальных примерах все азы и нюансы управления пастбищами и использования пастбищных ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о пастбищах.
В настоящее время в Кыргызской Республике осуществляют свою деятельность 454 ОПП/ЖК в 40 районах. Ассоциация «Кыргыз жайыты» (далее - АКЖ) согласно рабочего плана на 2019 год оказывает содействие в развитии наиболее нуждающихся в поддержке 53 ЖК в плане повышения потенциала, уровня информированности по вопросам управления и использования пастбищ, но в тоже время сохраняется острая необходимость и для других ЖК в получении более мобильной и оперативной, как консультационно-правовой помощи, так и действенной практической поддержки на местах.
Для них разработаны 3 новых учебных модуля по правовым основам работы ЖК ОПП для действующих, вновь избранных председателей ЖК ОПП, а также по разрешению конфликтов на местах. Кроме того, планируется работа по улучшению информированности пастбищепользователей о работе ЖК ОПП, налаживание сотрудничества ЖК ОПП с ОМСУ, ГЛФ, др. заинтересованными сторонами.
Кроме того, Миссией МФСР было рекомендовано создать сеть «Мобильных школ ЖК», которые будут проводить обучение ОПП ЖК по вышеуказанным направлениям и других потребностям и запросам пастбищных комитетов вне графика реализации проекта ПРЖР. При отборе пастбищных комитетов, на базе которых должны быть организованы мобильные школы, специалистами АКЖ учитывались следующие факторы:
- достаточно продолжительный стаж работы председателя ЖК, владеющего навыками применения нормативных правовых актов в сфере управления и использования пастбищ и пользующегося авторитетом среди членов ОПП;
- организация и ведение на должном уровне делопроизводства (составленные планы управления, ведение мониторинга пастбищ, полноценный бюджет ОПП и наличие других документов;
- наличие в ОПП опытного бухгалтера, надлежащее ведение финансовой отчетности ОПП;
- оптимальное местонахождение на территории района (в случае необходимости разделить на зоны доступа - верхняя, нижняя зона и т.д.);
-возможность предоставлять консультационные услуги и проводить обучающие мероприятия для ЖК в пределах района;
- и другие критерии.
Согласно вышеуказанным критериям АКЖ организованы мобильные полевые школы в следующих районах: Ноокенский, Аксыйский и Ала-Букинский районы Джалал-Абадской области.
Там, где были созданы мобильные полевые школы, совместно с председателями РАОПП проведены обучающие консультации и лекции и работа в группах с членами ЖК ОПП мобильных полевых школ. В ходе проведенных рабочих встреч работа в местных ОПП для дальнейшего функционирования мобильных школ выведена на качественно новый уровень. Работа акцентировалась на более полное вовлечение членов ЖК в реализацию поставленных задач на собраниях в селах.
Выводы:
Основной целью создания этих мобильных школ является создание условий для постоянного повышения потенциала действующих и вновь избранных председателей и членов пастбищных комитетов вопросам эффективного и устойчивого управления и использования пастбищных ресурсов. Эти школы должны в дальнейшем стать центрами развития пастбищных комитетов, источником актуальной правовой и другой необходимой информации для всех заинтересованных сторон, в то м числе членов пастбищных комитетов, депутатов местных кенешей, представителей лесного сектора, органов местного самоуправления, пастбищепользователей, и иных пользователей природных ресурсов.
Во всех ОПП/ЖК, отобранных в процессе создания мобильных школ, проведены подготовительные работы, проведено обучение специалистами АКЖ, проведен тщательный инструктаж по дальнейшей работе Мобильных школ, привлечены все заинтересованные стороны для содействия в развитии данных институтов.
Для повышения эффективности работы Мобильной школы в составе ЖК создано 6 групп (рабочих комиссий) по самым основным направлениям работы пастбищного комитета: на них возложены обязанности по пересчету поголовья скота, улучшению инфраструктуры, ротации пастбищ по сезонам и размещение пастбищепользователей согласно плану сообщества по управлению и использованию пастбищ, по сбору платы за использование пастбищ, по охране здоровья животных, по мониторингу и оценке пастбищ. Мониторинговым комиссиям рекомендовано регулярно отслеживать состояние пастбищ на начало пастбищного сезона и по его завершению.
Успешный опыт данных мобильных школ планируется распространить на все регионы страны и создать как минимум 40 мобильных школ в каждом районе страны, где основную роль по координации, определению поблеем, их анализу и адаптации работы школы будут играть районные ассоциации пастбищепользователей.